Суббота
04.05.2024
15:27
Форма входа

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный сайт Оленинской СОШ
  • Сайт Оленинской ООШ
  • Сайт Ленинской ООШ
  • Сайт Шоптовской ООШ
  • Сайт Управления Образования
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт МКОУ Рогалевской Основной Общеобразовательной Школы

     

     

    Видеоролик по теме " Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности"

     

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

       Урок – это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

         Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

         Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, неповторимость школы .

     

                

                           

    1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-с опытом работы) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель: оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации – работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией .

    Аспектный анализ урока ( с точки зрения содержания образования и методики).

    • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
    • Постановка целей урока и степень их достижения.
    • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
    • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
    • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
    • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
    • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
    • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

    2. Контрольно-обобщающее посещение уроков – это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель: оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. В центре внимания администрации – работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой, которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

    5 класс.

         Тема классно-обобщающего контроля: « Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

         Цели:

    • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
    • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
    • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в основной  школе.

    Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

    • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
    • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
    • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
    • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
    • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
    • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
    • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
    • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
    • Результаты обучения.

    3. Тематическое посещение уроков – это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическоепосещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель: выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации – избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

    Виды анализа урока

    Анализ урока – это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

     

    1) Комплексный (полный) – многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще – серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

    2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

    3) Оценочный (краткий) – это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного ( «+») и отрицательного ( «-» ) в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

    4) Структурный (поэтапный) – выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

    5) Аспектный (целевой) – рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

    В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

    * структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

    * психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

    * дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

    * с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

    * с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

    * поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

    * сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

    * с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе – рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

    * системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

    Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

    Система анализа урока (обычно – несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

    Структурный самоанализ урока

    Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

    Схема структурного самоанализа урока.

    Класс

    Тема урока

    Тип урока, его структура (этапы)

    1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

    2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо   успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

    3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

    4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

    5. Главный этап урока, его характеристика.

    6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

    7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

    8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

    9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

    10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

    Системный анализ урока

    Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

    Схема системного анализа урока

    1. Анализ целей урока:

    • какие цели урока поставлены учителем;
    • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
    • поставлены ли цели перед учащимися;
    • в какой степени достигнуты поставленные цели.

    2. Анализ структуры и организации урока:

    • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
    • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
    • целесообразно ли распределено время на уроке;
    • рационально ли выбраны формы обучения.

    3. Анализ содержания урока:

    • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
    • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
    • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
    • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

    4. Анализ методики проведения урока:

    • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
    • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
    • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

    5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

    • общая оценка работы класса;
    • внимание и прилежание;
    • интерес к предмету;
    • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
    • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
    • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

    6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

    • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
    • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
    • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
    • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

    7. Анализ педагогического общения на уроке:

    • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
    • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
    • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

    Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

    Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

    1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока.

    2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля, формулируются цели и формы отчётности.

    3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

    4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

    Представление выводов по результатам посещения уроков

    Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

    Элементы итогового оценочного суждения:

    • оценка самоанализа, сделанного учителем;
    • общее впечатление о работе педагога и класса;
    • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
    • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
    • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
    • оценка общего уровня проведения урока.

    «Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей,         задач изучения темы.

    «Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

    «Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

    «Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

    «Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

    Использованная литература.

    1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. – Волгоград, 2007.
    2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. – М., 2001
    3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М., 2003